В рамках проекта системы управленческой отчетности (СУО) разработанной Фондом национального благосостояния (ФНБ) «Самрук-Казына» для национальных компаний, к числу которых принадлежит АО «Ульбинский металлургический завод», на предприятии был принят план мероприятий на 2010-2012 годы по внедрению СУО.
Жесткие требования к детализации и срокам предоставления данных и неспособность текущей информационной системы отвечать заявленным требованиям стали основными предпосылками перехода на новую систему автоматизации в указанные сроки.
Разработкой и внедрением основной части подсистем занимались сотрудники предприятия в составе подразделения Центра информационных технологий. В качестве партнера для внедрения подсистемы учета затрат, расчета себестоимости и закрытия отчетного периода была привлечена компания «1С-Рейтинг», зарекомендовавшая себя как надежный партнер при создании сложных корпоративных систем с максимальным охватом рабочих мест, в том числе на внедрении у Заказчика предыдущей информационной системы.
Инструменты автоматизации
- «1С:Управление производственным предприятием для Казахстана»: для автоматизации основного документооборота.
- «1С:Консолидация»: для разработки отчетности.
В рамках проекта были выполнены следующие работы:
- Проведено обучение ключевых сотрудников предприятия.
- На основании предоставленной концептуальной схемы расчёта себестоимости продукции и услуг подготовлен и реализован план доработок.
- Произведено тестовое закрытие на примере одного отчетного периода, которое подкрепило уверенность в выбранном программном продукте, а также помогло определить дальнейший план развития функционала.
- В условиях промышленной эксплуатации произведено закрытие периода, в пределах допустимого срока сдана необходимая отчетность, что является подтверждением стабильной и корректной работы системы.
Ключевые результаты
- Количество аналитик, в разрезе которых учитываются затраты и себестоимость, расширено до 12 уровней, а именно:
- Организация, Подразделение, Счет учета, Статья затрат, Заказ, Заказ на обслуживание ОС, Номенклатурная группа, Затрата, Характеристика затраты, Серия затраты, Подразделение-источник, Номенклатурная группа-источник.
Данное решение позволило более глубоко анализировать затраты и четко понимать их природу.
- Реализованы две параллельные методики отражения затрат и расчета себестоимости произведенной готовой продукции, с учетом сложного встречного выпуска внутренних услуг вспомогательных производств:
- в разрезе комплексных статей затрат — для внутреннего анализа планово-экономическим отделом;
- в разрезе первичных статей и элементов затрат — для предоставления отчетности в управляющую компанию.
- С учетом многопередельной структуры производства организован расчет себестоимости реализованной готовой продукции с расшифровкой до первичных материалов (уровень глубины расшифровки управляется пользователем), контрагентов-поставщиков затрат, контрагентов-покупателей продукции с целью выявления внутригрупповых оборотов и расчета итогового маржинального дохода на уровне управляющей компании.
- В рамках задачи «быстрого закрытия» реализована возможность отражения хозяйственных операций по методу начисления, которая позволила приступать к закрытию отчетного периода до его фактического окончания, а в целях контроля над целостностью данных бухгалтерского учета, были реализованы необходимые инструменты для отслеживания и анализа подобных операций.
- Организован сбор отчетности, в том числе:
- обеспечена возможность формирования отчета «Валовая прибыль» (с точностью до подразделений, контрагентов и номенклатурных позиций), который позволил решить задачу определения рентабельности продаж готовой продукции и оказанных услуг, а также в некоторых случаях осуществить корректирующие меры в части:
- пересмотра спецификаций и норм расходов;
- изменения методик расчета себестоимости;
- создан отчет о прибылях и убытках с аналитическими расшифровками всех показателей. При формировании отчета учтена система автоматического определения кода строки. Реализация отчета осуществлена в рамках «1С:Консолидация»;
- созданы сравнительные отчеты, которые являются инструментом для контроля корректности отражениях данных по регистрам накопления по отношению к данным, отраженным в бухгалтерском учете. Таким образом, бухгалтер может одинаково доверять как данным управленческого контура, так и бухгалтерского, при этом пользуясь всеми преимуществами и удобствами первого;
- организована удобная работа с отчетами по налоговому мониторингу (МОП), охватывающими специфику учета на предприятии.
Начиная с 1 октября 2011 года система работает в режиме промышленной эксплуатации. Уже на данном этапе внедрения пользователями системы являются сотрудники всех основных подразделений предприятия, автоматизировано 567 рабочих мест. Сейчас система находится на пост-проектном сопровождении, а также на поддержке ИТС.
На текущий момент самым узким местом внедренной системы является быстродействие, а именно время закрытия отчетного периода, которое в силу наличия сложной зацикленной производственной схемы переделов, обеспечения большого количества аналитик и 2-х параллельных методик занимает значительное время.
По словам руководителя проекта со стороны Заказчика, главного бухгалтера АО «УМЗ», Горбатюк Андрея Андреевича:
«Очевидно, что по сравнению с предыдущей версией программы, сервис стал значительно удобнее: универсальные отчёты, большое количество регистров, сервис работы с отборами данных в журналах, справочниках. Не могу сказать, что работы у кого-то уменьшилось (возможно, даже увеличилось), но то, что процесс учёта стал гораздо прозрачнее, более систематизирован и управляем — это однозначно. Плюс большие возможности по расширению функционала по сравнению с предыдущей версией программы. Относительно расчёта себестоимости могу отметить, что в рамках поставленной задачи (действующей методики) задача реализована в полном объёме. На мой взгляд, наиболее существенным и желаемым к улучшению параметром системы является время закрытия отчетного периода. С этой целью нами запланирован следующий этап проекта по внедрению методики РАУЗ (Расширенная аналитика учета затрат), которая позволит сократить время закрытия, благодаря применению системы линейных уравнений в расчете себестоимости. Мы надеемся на успешное развитие проекта и на дальнейшее плодотворное сотрудничество с компанией «1С-Рейтинг».